State policy of infrastructure of small innovative entrepreneurship supply development assistanceу

Alla Annenkova, Aleksey Pozdnyakov

Journal paper

Creative Economy (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 / July, 2011

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=16545105
Cited: 6 by 07.12.2023

Abstract:
The paper emphasizes elements of operating infrastructure of support of small innovative entrepreneurship subjects. The author offers measures of assistance for development of objects of given infrastructure on federal, regional and local levels.

Keywords: infrastructure, small innovative entrepreneurship, state policy, prioritydirections of development



В последние годы вопрос инновационного переустройства экономики России стал ключевым как для государственных институтов и общественных организаций, так и для коммерческих структур.

Тенденции и результаты

Государство активно участвует в создании инновационной инфраструктуры и модернизации уже существующих инновационных площадок, в финансировании НИОКР, в разработке долгосрочных стратегических планов инновационного развития.

Вместе с тем общий объем вложений в инновационную сферу из бюджетных источников, по данным Росстата, достигает в России лишь 1,3% от ВВП, тогда как в экономически развитых странах данный показатель составляет не менее 2,5% от ВВП. Но даже те средства, которые вкладываются в инновационный сектор, не приносят ожидаемого эффекта [1].

В инновационном секторе российской экономики наблюдаются негативные тенденции. Так, лишь за 2008 г. более чем на 30% снизилась доля предприятий, выпускающих инновационную продукцию, не отвечает нормам международных стандартов инновационная инфраструктура, наблюдается весьма слабый интерес частного бизнеса к инвестициям в сферу науки и инноваций, не урегулированы вопросы распоряжения результатами научно-технологической деятельности и их охраны.

Особая роль в модернизационных процессах отводится малому инновационному предпринимательству.

Приводимое в официальной статистике число инновационных МП (малых предприятий) не соответствует реальному их числу. В действительности в данной сфере работает не более 10% их номинального количества, поскольку многие МП, создававшиеся для внедрения инноваций, в действительности получают подавляющий объем прибыли от других видов деятельности. В период экономических реформ число МП в научно-технической сфере неуклонно снижается. Так, если в 1995 г. их насчитывалось 48,8 тыс., то к 2005 г. – лишь 31,0 тыс. [2].

Одной из причин подобной ситуации является неразвитость инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства.

В настоящее время в России заложена основа инфраструктуры поддержки инновационного МП. В нее входят:

• российские специализированные государственные и ведомственные фонды;

• международные и зарубежные грантовые программы;

• международные и зарубежные коммерческие программы и институты;

• технопарки, бизнес-инкубаторы, информационно-внедренческие центры, научно-образовательные центры, центры трансфертных технологий, внедренческие зоны.

Расставляем приоритеты

Сформулирована концепция национальной инновационной стратtгии, обозначающая приоритетные направления государственного софинансирования, меры по созданию интеллектуальной и информационной инфраструктуры для инновационного проектирования; создание условий для развития инновационного менеджмента; обновление законодательной базы инновационной сферы; реструктуризация научной сферы с выделением инновационного сектора.

С 2005 г. по настоящее время был открыт 41 бизнес-инкубатор (что в масштабах России следует признать малозначительным), создано 43 венчурных фонда с объемом капитала около 2 млрд долларов (ежегодно ими выделяется на поддержку проектов малых предприятий чуть более 5% от совокупного объема венчурного капитала фондов). В рамках поддержки старт-апов создано 23 региональных фонда гарантий [1].

Новые государственные приоритеты в области поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 г. предсталены в табл.1 [3].

Таблица 1

Приоритетные направления федеральной программы поддержки МСП(в части развития объектов инфраструктуры)

Однако в целом объём инновационной продукции в России пока составляет 3% от общего объема промышленной продукции.

В целях содействия повышению активности малого инновационного предпринимательства целесообразно рекомендовать:

На макроуровне:

1. Разработать механизмы формирования фондов венчурных инвестиций и правила входа инвесторов в малые инновационные предприятия, учитывающие особенности венчурного бизнеса.

2. Разработать критерии отнесения к малому инновационному предпринимательству, закрепить его правовой статус.

3. Принять решения, предусматривающие для бюджетных организаций науки и образовательных учреждений право предоставлять создаваемым ими хозяйствующим субъектам, бизнес-инкубаторам, технопаркам и другим объектам инновационной инфраструктуры помещения и имущество в аренду на льготных условиях.

4. Предоставить бюджетным организациям науки и образовательным учреждениям право вносить в уставный капитал создаваемых ими хозяйствующих субъектов не только права интеллектуальной собственности, но и материальные активы, находящиеся в их собственности.

5. Разработать меры налоговой поддержки для малых инновационных предприятий, включая введение налоговых каникул (освобождение от налога на имущество в части нематериальных активов на срок до достижения 6eзубыточности).

6. Разработать меры, стимулирующие осуществление закупок инновационной продукции малых инновационных предприятий крупными промышленными предприятиями, государственными и муниципальными заказчиками.

7. Создать нормативно-правовую базу для расширения практики паритетного (50% центр / 50% регион) финансирования региональных научных и инновационных проектов.

На мезоуровне:

1. Разработать региональные целевые программы, направленные на создание системы инновационного развития, обеспечивающие развитие малого, среднего и крупного бизнеса и насыщение рынка наукоемкой и высокотехнологичной продукцией.

2. При реализации кластерной политики учитывать приоритетные направления развития инновационной сферы, в том числе энергосберегающие и информационные технологии.

3. Осуществить меры по созданию благоприятных условий для формирования муниципальных инновационных кластеров, создания новых и развития существующих малых инновационных предприятий.

4. Сформировать реестр малых инновационных предприятий региона и предусмотреть перечень возможных льгот, государственных гарантий для данной категории хозяйствующих субъектов.

5. Создать профильные тематические информационные ресурсы:

• региональный портал, объединяющий инновационные проекты и разработки, информационные ресурсы региональной инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства и иные ресурсы по данной тематике;

• тематические сайты по различным аспектам инновационного предпринимательства, в том числе направленные на развитие территориальных инновационных кластеров, продвижение продукции инновационных предприятий.

На муниципальном уровне:

1. Сформировать механизмы, которые могут эффективно использовать 20% квоту малых предприятий в государственных закупках, в частности малых инновационных предприятий, определяемую Федеральным законом от 21 июля 2005 года №94-ФЗ.

2. Разработать и согласовать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные стратегии, программы развития инновационного предпринимательства на соответствующей территории и обеспечить их выполнение.

3. Осуществить дополнительные меры по поддержке и развитию субъектов инновационной инфраструктуры:

• выделение помещений, средств на софинансирование расходов бизнес-инкубатора на ремонт помещений, оснащение необходимым оборудованием и техникой;

• оказание содействия созданию сети бизнес-инкубаторов на муниципальном уровне через подготовку кадров, организационно-методическое обеспечение.

Таким образом, стратегическая цель государственной политики в отношении малого и среднего бизнеса должна заключаться в поддержке производительного и инновационного предпринимательства.

В качестве приоритетного направления при формировании системы поддержки малого инновационного предпринимательства основные усилия следует направлять на развитие специализированной инфраструктуры. Причём она должна формироваться с опережением и включать в себя систему разнопрофильных институтов. Инфраструктуру целесообразно создавать при участии как государства, так и предпринимателей.

Вывод

Поддержка малого инновационного предпринимательства на региональном и муниципальном уровнях со стороны органов управления требует активного содействия с учетом региональных и местных особенностей развития экономики и разработки долгосрочных программ стимулирования роста малых инновационных предприятий. Создание целостной системы поддержки малого инновационного предпринимательства на основе долгосрочной программы развития этого сектора экономики позволит эффективно развиваться и увеличивать число данных предприятий в общей структуре народного хозяйства России.


Страница обновлена: 03.06.2025 в 13:42:20